Согласно ст. 8 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны обеспечивать стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований и минимизацию потенциальной выгоды от нарушений обязательных требований.
Применение риск-ориентированного подхода по сути является реализацией указанного принципа.
Роспотребнадзор для целей управления рисками относит объекты контроля к одной из категорий риска: от низкой до чрезвычайно высокой (ч. 1 ст. 23 Закона N 248-ФЗ). Это напрямую влияет на периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий организации и индивидуальных предпринимателей. Объекты с более высокой категорией риска проверяют чаще, с более низкой - реже.
Для отнесения объекта контроля к категории риска Роспотребнадзор проводит различные мероприятия (например: сбор, анализ, учет сведений об объектах контроля), не взаимодействуя при этом с контролируемыми лицами. Он сопоставляет характеристики объекта контроля с утвержденными критериями риска (ч. 2, 3 ст. 24 Закона N 248-ФЗ).
В зависимости от категории риска в положении о виде контроля устанавливаются виды плановых проверок (мероприятий), периодичность их проведения в отношении объектов контроля соразмерно рискам причинения вреда (ущерба). При этом учитывается следующая периодичность (ч. 1 - 5 ст. 25 Закона N 248-ФЗ):
Чрезвычайно высокий риск - не менее одного, но не более двух мероприятий в год .
Высокий или значительный риск - не менее одного мероприятия в четыре года и не более одного - в два года.
Средний и умеренный риск - не менее одного мероприятия в шесть лет и не более одного - в три года
Низкий риск - плановые мероприятия не проводятся.
За январь-ноябрь 2021 года специалистами по защите прав потребителей Талицкого отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области на территории г. Камышлов, Камышловский район проведены 7 проверок, из них при проведении 2 плановых проверок (объекты чрезвычайно высокого риска) выявлены нарушения требований технических регламентов:
- реализация низковольтного оборудования без эксплуатационных документов (ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования»)
- реализация детской одежды без маркировки или без нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации (ТР ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков")
- реализация одежды для взрослых без нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации (ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности»)
- реализация игрушек без нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации (ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек")
- в сопроводительной документации на мебель не указаны сведения о декларации (сертификате) о соответствии (ТР ТС 025/2012 "О безопасности мебельной продукции")
Нарушения требований технических регламентов влечёт административную ответственность по ст. 14.43 КоАП РФ. Санкция статьи предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч рублей.
Проверки хозяйствующих субъектов по соблюдению требований технических регламентов продолжаются.