Инклюзия в соответствии с новым законом об образовании определена как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Т.е. исходя из этого определения, с одной стороны, следует, что любой ребенок имеет равное с другими детьми право обучаться в ближайших к его месту жительства школе, ходить в ближайший детский сад; а с другой – органы власти должны создать в шаговой доступности условия для обучения детей с теми или иными нарушениями развития.
Однако это вовсе не означает, что по требованию родителя ближайшая школа должна получить лицензию на реализацию адаптированной образовательной программы и создать соответствующие условия. Органы власти определяют, где – в каком учреждении в шаговой доступности и в каком виде – целесообразнее создать требуемые условия: в отдельном учреждении, реализующем адаптированную образовательную программу (специальные школы), или в обычной школе путем совместного обучения со здоровыми сверстниками, или обучения в отдельном (специальном) классе. Муниципальные органы ведут учет детей, проживающих на территории муниципальной территории и по возрастному критерию готовящихся к поступлению в школу.
Если инклюзия есть «обеспечение равного доступа» и за наличие выбора (спектра вариантов) в обеспечении доступа отвечают органы власти, школы, – то вопрос о совместном обучении в одном классе со здоровыми сверстниками, в отдельном классе обычной школы или в отдельном образовательном учреждении – это решение родителей в соответствии с заключением ПМПК, исходя из тех условий доступности, которые созданы органами власти, школы.
Например, органы власти решили, что дети с определенными нарушениями могут обучаться в обычном классе со здоровыми сверстниками в одной школе на определенной территории, а также для таких детей создан отдельный класс в обычной школе, а также имеется отдельная школа, в которой созданы и отдельные классы, и комбинированные классы для обучения детей с разными нарушениями развития, но близкими по образовательным потребностям (это идеальный вариант обеспечения равного доступа к образованию: возможность выбора из всех предлагаемых законом способов обучения – совместно со здоровыми сверстниками в одном коллективе, отдельным коллективом в среде здоровых сверстников, в отдельном учреждении).
Исходя из заключения ПМПК родители выбирают, в какой класс и школу пойдет ребенок – в класс со здоровыми сверстниками, в отдельный класс обычной школы, в отдельную специализированную школу.
Обучение в классе со здоровыми сверстниками – это не безусловное право. Если ребенку необходимы специальные условия обучения, то возможность обучения в таком классе устанавливается ПМПК.
1) ребенок признается обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, т.е. что ребенок (независимо от наличия или отсутствия инвалидности) имеет проблемы в физическом и (или) психологическом развитии, и сделаны выводы о наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
2) даются рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.
ПМПК может описать только необходимые условия обучения, Заключение может содержать запись о том, что ребенок может обучаться совместно с обучающимися, не являющимися обучающимися с ОВЗ, и совместно с обучающимися с аналогичными нарушениями, или только с обучающимися с аналогичными нарушениями или с обучающимися с другими нарушениями.
Если же говорить о нормативах в отношении совместного обучения детей с ОВЗ с детьми без ограничений или с детьми с другими нарушениями, то Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015, устанавливает следующие нормы:
1) В образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, допускается совместное обучение слепых и слабовидящих учащихся, а также учащихся с пониженным зрением, страдающих амблиопией и косоглазием и нуждающихся в офтальмологическом сопровождении (п. 26);.
2) п. 29:
«В образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, допускается:
совместное обучение учащихся с задержкой психического развития и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития;
совместное обучение по образовательным программам для учащихся с умственной отсталостью и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью (не более одного ребенка в один класс).
Учащимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в образовательной организации (от полугода до 1 года) организуется специальное сопровождение.
Для успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета 5 - 8 учащихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога.»
В соответствии с п. 32 указанного Порядка при организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:
учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
учителя-логопеда на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.»
Указанный Порядок (п. 23) также устанавливает требования доступности для образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования:
а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети "Интернет" с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;
обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлов;
обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;
б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения));
обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
обеспечение получения информации с использованием русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода);
в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:
обеспечение беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях Камышловского муниципального района.
МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи
Методичекие рекомендации Организация работы с учащимися с ОВЗ, в условиях внедрения инклюзивного образования
Методические рекомендации Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику
Методические рекомендации Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ